Головний редактор донецького сайту ОстроВ Сергій Гармаш написав блог на “Телекритику” про конфлікт між журналістською спільнотою та владою. Цей текст він також надіслав і до профспілки. З дозволу автора ми ставимо колонку на сайт НМПУ та закликаємо читачів писати свої думки також.
Текст наводимо мовою оригіналу, оскільки зараз сайт НМПУ не має ресурсів перекладати чужі тексти українською. Всі офіційні повідомлення профспілки поширюються виключно українською мовою.

Митинг журналистов перед МВД меня унизил. Сегодняшний отчет министра МВД в парламенте – разозлил.

Министр даже не вышел к 150 (!) журналистам. И не принял их. 15 «Акул пера» не пустили в министерство! Это разве не показатель отношения министра к СМИ? И разве это не показатель того, как мы «заболтали» значение и влияние своей профессии в обществе? А само требование акции «Расследуй, или уходи!» – разве это не наивность? Кто из нас не знает, что нынешние руководители правоохранительных органов служат не закону, а президенту? Кто не знает, что милиция служит партии власти, представители которой и нанимают гопников на политические мероприятия? Более того, милиция сама участвовала в провокациях против оппозиции по всей стране. Она снимала оппозиционных активистов с поездов, запугивала людей, снимала номера с машин, чтоб те не могли поехать в Киев, ГАИ не пропускала автотранспорт… Так от кого мы ждем объективного расследования? Есть ли хоть один пример, чтоб милиция объективно расследовала преступления против оппозиции, которые она сама если не организовывала, то прикрывала?

И чего мы хотим от простого мента, растерянно наблюдающего, как бьют журналиста, если он видит, как к журналистам относится министр!?

А министр так относится к журналистам и оппозиции, потому что знает, что так относится к журналистам Президент!

Разве мы не знаем этого? Но мы опять пришли канючить: «расследуй, или уходи»… Да никуда он не уйдет! В лучшем случае нашим шумом воспользуются его «друзья» из «команды профессионалов» и освободят место для своего человека… Мы можем получить то, что хотим, но эта победа не будет нашей победой, потому что, поменяв человека, мы никак не повлияем на систему, а, значит, новый «орёл Януковича» будет делать то же самое.

Журналисты должны вспомнить, что они четвертая власть. Мы формируют общественное мнение. И эти министры, президенты и прочие «небожители» пока еще (!) зависят от него, хоть и забывают об этом. Наше оружие слово! Так давайте использовать его! Давайте правильно формировать общественное мнение. Давайте не просить, а действовать. Да, мы не можем снять министра с должности, но мы можем показать, что не считаем его легитимным министром, показать свое отношение к нему.

В этой стране нет министра МВД, как самостоятельной фигуры. Он служит не закону, а президенту. Следовательно, он не министр, а винтик, не принимающий самостоятельных решений. Значит там, где мы раньше писали «министр МВД Виталий Захарченко», теперь должно быть пустое место. Просто «Виталий Захарченко». Пусть его называют министром те, которые ему подчиняются. Тогда он поймет, что жить в обществе и противопоставлять себя обществу, замыкая все внимание на воле президента – это ошибка, чреватая последствиями. И может действительно лучше уйти, чем видеть вместо своей должности унизительное пустое место…

Они еще не знают, что такое общественное мнение, потому что оно их не касалось. Они отгородились от него бронированными машинами, охраной и придворными пиарщиками. Так давайте дадим им возможность соприкоснуться с ним! И так с каждым чиновником, который будет забывать, что он служит не «Папе», а государству и народу.

Слово бьет сильнее, чем оружие. Не зря власти всегда борются с писателями и журналистами, режиссерами и философами. Словом можно возвеличить и уничтожить. Так почему мы не используем это оружие даже для того, чтоб защитить себя?

Прикрываясь «журналистской объективностью», мы отражаем искаженную действительность, никак не влияя на тех, кто ее искажает! Мы «объективно» позволяем им ставить факты с ног на голову, потому что они понимают, что не понесут никакой ответственности за это. Сколько раз уличали во лжи того же Чечетова? А геббельсовские извороты Гани Герман, делающей Чехова украинским поэтом!? И что? – мы все равно продолжаем их цитировать, приглашаем на эфиры, берем интервью. Вместо того, что лишить лжецов возможности лгать, мы транслируем ложь, пиарим их!….

Мы используем политику как информповод, источник для поспешных сенсаций. И этим превратили сами себя из субъекта в объект политики, инструмент в руках политиков. В результате мы стали той крышкой, через которую выпускают пар, инструментом манипуляции обществом. Причем таким инструментом, который не стесняются рихтовать руками гопников от МВД.

Если вы думаете, что нужно подождать до выборов, которые все решат, то я, как человек знающий этот режим, и наблюдающий за ним с 1996 года, сразу говорю и могу поспорить на что угодно: выборов не будет! Будут организованы вот такие вот банды из спортсменов, бандитов и откровенных уголовников, за которыми будут закреплены избирательные комиссии, избирательные участки, персонально оппозиционеры, голосующие на них, и которые будут обеспечивать правильное волеизъявление по всей стране. Опыт предыдущих донецких выборов и то, что происходит в стране сейчас, позволяют говорить это с абсолютной уверенностью. Не видеть этого могут только наивные или слепые. Им никто не противостоит, и по другому они просто не умеют.

Наблюдая то, что происходит сегодня вокруг провокаций 18 мая, циничность власти и передачу инициативы с поля журналистской солидарности на поле политических разборок и манипуляций, мы в очередной раз рискуем заговорить реальную проблему. А значит, весь этот шум не будет иметь никаких реальных последствий.

Нужно не говорить, а действовать! И не на митингах, а в своих изданиях, статьях, телеканалах и эфирах. И начать предлагаю с акции «Пустое место», когда вместо должности министра МВД оставляется пустое место и указывается лишь фамилия. Это никак не повредит информированности наших читателей, но покажет наше отношение к министру, который не выполняет своих функций и обязанностей перед обществом. Если акция будет поддержана даже только интернет-сообществом, то это уже будет более действенным, чем самоуничижительные репортажи о том, как министр унижает журналистов своим игнором или манипулятивной ложью.